Помнят родную школу
Окончилась война. Закончились беды и страдания народа. Люди праздновали Победу. Вместе со всеми радовались этому событию гординские ученики и учителя. Нелегко жилось школе в то время. На полях колхозов не хватало рабочих рук, потому на подмогу приходили дети. В свободное от уроков время они пахали, сеяли, боронили, жали, по ночам молотили зерно, а утром шли в школу, чтобы учиться. Бывало и так, что дети засыпали на уроках после долгого и изнурительного труда. Особо следует сказать огромное спасибо учителям, которые, несмотря на все трудности жизни, не отступали от своих главных целей – дать знания детям, воспитать настоящих людей.
Директором школы в послевоенное время была Антонина Вениаминовна Гордина. Вместе с нею трудились Петр Дмитриевич Некрасов, Нина Евлампиевна Черанева, Зинаида Владимировна Козырева, Валентина Петровна Крашникова, Аполлинария Михайловна Харина, Мария Ивановна Гордина, Фаина Ивановна Кладова, Нина Федоровна Полушкина, Петр Александрович Гордин, Александр Федотович Ичетовкин, Николай Ефимович Халдеев, Ираида Ивановна Нижегородова, Василий Агафонович Шуклин, Зинаида Дмитриевна Иванова и другие.
С 1948 года директором школы стал Александр Федотович Ичетовкин. Он был направлен в Гординскую школу после окончания института учителем физики и математики. Ему с первого дня работы дали почти двойную педагогическую нагрузку. От Александра Федотовича мы получили письмо. Он Живет в Перми. Бывший директор школы так пишет о тех годах: «До сих пор хорошо помнятся первые уроки, первое классное руководство….. Период работы Гординской школе мне запомнился на всю жизнь, так как дал хороший урок для будущей работы».
И не только Александру Федотовичу школа дала Жизненный урок, она дала урок для тех десятков учителей, которые начинали свой трудовой путь в стенах Гординской школы. Она дала жизненный урок и для учеников, которые здесь учились. И до сих пор ученики и учителя, чья судьба была связана с нашей школой, шлют письма с воспоминаниями о школе тех лет. Вот одно из таких писем. Оно пришло к нам от ученицы, которая закончила школу сорок один год назад. Это выпускница первого десятого класса, который был выпущен в 1956 году. Ведь до этого школа была семилетней. Вот что она написала.
«Я, Макарова Зоя 1, училась в Гординской школе с 1953 по 1956 год. До 1953 года школа была семилетней. В 1953 году мы пошли учиться в 8 класс. Итак, мы стали первообразователями школы-десятилетки. Помню, что учиться было трудно. Интернатов не было, жили по квартирам. За квартиру не платили, но всю физическую работу по дому выполняли сами: копали картошку, пилили и кололи дрова, мыли пол, носили воду. Кроме того, сами готовили еду. Хлеб покупали в магазине, а чтобы купить буханку хлеба, вставали в очередь в 6 часов утра. Таким образом, на уроки времени оставалось мало, света не было, уроки учили при лучине или лампе. На квартире нас было 5 девочек, поэтому уроки готовили, где придется: на лавке, за столом, на полу, на русской печке. Я очень любила участвовать в концертах. У нас многие хорошо пели, особенно Иван Гордин и Тамара Ивановна Гордина.
Запомнился мне и такой случай. Пришли мы в школу, а мороз был 40 градусов. И нас заставили пилить и колоть дрова для школы. Я пилила дрова с Саней Макаровой, а колол их Дмитрий Гордин. Мы заняли первое место. После заготовки дров писали контрольную работу по математике. Вот так мы учились.
Классным руководителем у нас была Евгения Ивановна Поздеева. По физике учил Михаил Иванович Варанкин, по истории – Федот Николаевич Макаров, по русскому языку – Фаина Ивановна Кладова, а затем Дарья Афанасьевна Макарова, по алгебре и геометрии – Анна Ефимовна Гудовских, по географии – Нина Федоровна Полушкина, по немецкому языку и психологии – Леонид Иванович, по астрономии - Юрий Николаевич, по физкультуре Галина Николаевна, по физике – Владимир Александрович и Людмила Александровна.
Класс у нас был хорошим. Никто и от каких дел, ни от каких поручений не отказывался. Желаю всем мальчишкам и девчонкам хорошо учиться. Большое спасибо за то, что не забыли нас».
Вот так жила школа в те послевоенные годы, сороковые и пятидесятые. Кто-то из выпускников школы покинул родной край, а кто-то до сих пор живет и трудится на гординской земле.
Но тех, кто уехал, и тех, кто остался на своей малой Родине, объединяет то, что все они любят и помнят родную школу, своих учителей, одноклассников, друзей, ибо никакие года, никакое время не может стереть из памяти человека самое прекрасное – школьные годы.